Если вы только начинаете свой бизнес, вы должны понимать, что в первую очередь на клиента произведут впечатление ваш внешний вид и манера держать себя, а не дорогая визитница и ручка Паркер на столе. Конечно, они тоже важны для вашего престижа, однако для начала нужно позаботиться о другом.
При знакомстве с клиентом чрезвычайно значимы невербальные сигналы. Нужно держать дистанцию, не внедряться в зону комфорта собеседника. Позе лучше быть открытой, жестам – умеренными. Лучше всего осуществлять зрительный контакт и сохранять на лице улыбку и доброжелательное выражение.
Приветствовать клиента нужно вежливо, обращаться по имени или по имени и отчеству. Говорить нужно отчётливо, уверенно, на средней громкости, в равномерном темпе. Лучше будет доброжелательная лексика, комплименты, время от времени стоит переключаться на разговор «ни о чём».
Немаловажен также внешний вид и манера держаться. Весь ваш вид должен производить впечатление, что у вас всё в порядке и нет никаких проблем. Нужно глянуть на себя в зеркало и присмотреться к одежде, обуви, причёске. После этого стоит поменять всё, что вам не понравиться. Чтобы казаться уверенным в себе, вам потребуется правильная осанка, специфическая мимика и жесты.
Осанке лучше быть ровной, но не чрезмерной. Сутулые плечи – признак нервности, неуверенности, а «грудь колесом» вызовет впечатление высокомерия и собственного превосходства. Признаком хорошей осанки будет, если прислонившись к стене, вы коснётесь её затылком, лопатками и ягодицами.
Жестикуляцию отследить сложнее, но она важна. Мелкие жесты рук свидетельствуют о нервозности и неискренности, сцепленные в замок руки свидетельствуют о закрытости
. Широкие жесты намекают на патетичность, стремление приукрасить жестами слова. Отсутствие жестикуляции может создать у клиента впечатление, что вы – бесчувственный человек. А постоянно повторяющийся нервозный жест может вызвать у него раздражение. Для улучшения жестикуляции можно просить коллег повторить наиболее характерные для вас жесты, постараться убрать те, которые не нравятся и спокойно сохранить нейтральные.
Ну и конечно, важна правильная мимика, открытый взгляд, различные характеристики голоса, такие как интонация, высота и тембр. Ваш голос никогда не должен звучать бесцветно или монотонно – это произведёт впечатление «заученного» текста. После того, как вы озаботились всеми этими приёмами, вы можете смело осуществлять дизайн кабинета, можете купить ручку Паркер и другие атрибуты солидности, и смело общаться с клиентами.