Пошаговое руководство по составлению бизнес-плана

Грамотно составленный бизнес-план залог дальнейшего успеха любого предпринимателя. Можно затратить некоторые усилия и время и разработать бизнес-план без помощи специалистов.

Бизнес-план состоит из следующих обязательных разделов.

Вводная часть

Это своего рода презентация бизнес-плана, поэтому ему стоит уделить особое внимание. Можно проанализировать востребованность товаров и услуг на рынке, представить данные о конкуренции в этой нише деятельности, обосновать свой профессионализм и пр.

Здесь нужно учесть ожидания и планы инвестора в получении быстрой прибыли или в долгосрочном сотрудничестве и акцентировать внимание на привлекательности данного проекта именно для этого инвестора. Во вводной части должны быть указаны сумма собственных средств и необходимая сумма займа.

Титульный лист

В этом разделе содержатся общие обязательные элементы: данные о предпринимателе, название фирмы, предполагаемая сфера деятельности, название населённого пункта, дата создания плана.

Оформление титульного листа должно быть выдержано в сдержанном и респектабельном стиле.

Меморандум о конфиденциальности

Этот раздел предупреждает о неразглашении содержания бизнес-плана и оговаривается ответственность за нарушение этого условия.

Резюме

В резюме отражаются главные параметры проекта. В данном разделе оговариваются сроки реализации проекта, насколько он будет эффективен, перечисляются основные партнёры и поставщики, оговариваются базовые суммы расходов, указывается имущество, обеспечивающее займ или кредит, и его стоимость.

Резюме должно быть эмоциональным и рациональным одновременно. Оно должно внушить инвестору оптимизм в отношении этого проекта.

Описание отрасли и предприятия

Здесь должны быть представлены экономические показатели предприятия, состояние дел на текущий момент, история создания и деятельности.

Инвестор должен убедиться, что его деньги пойдут не на решение экономических проблем предприятия, а на реализацию данного проекта. Не помешает описать организационную структуру фирмы, чтобы показать эффективность руководства.

Нужно остановиться на перспективах развития отрасли, на степени популярности продукции или услуг, на насыщенности рынками данной продукцией.

Описание продукции и услуг

Подробное и чёткое описание предполагаемой деятельности должно убеждать в целесообразности инвестирования в этот проект.

Нужно выгодно сравнить технологию данного проекта с другими технологиями, функционирующими на рынке, подчеркнуть достоинства продукта, его себестоимость, насыщенность рынка данным продуктом.

Описание продукта необходимо сопровождать графическими изображениями в виде рисунков и фотографий или макетов. Такие наглядные пособия воздействуют на потенциальных кредиторов сильнее, чем сухой текст с цифрами.

Организация маркетинга и сбыта продукции или услуг

Нужно представить план продвижения и реализации продукции или услуг, продумать рекламные технологии.

Для составления этого раздела лучше привлечь специалиста-маркетолога или придётся самому глубоко погрузиться в изучение науки о продвижении товаров на рынке.

Организационный план

Нужно подробно, в персоналиях описать команду, которая будет заниматься этим проектом. Здесь следует также описать и всех потенциальных партнёров.

Финансовый план

Сюда должны быть включены все расчёты затрат и доходов по данному проекту. Цифры должны быть точными, без округлений и примерных диапазонов.

При составлении финансового плана необходимо исходить из самых худших прогнозов, чтобы он был максимально реалистичным.

Эффективность проекта и его направленность

Это последняя попытка склонить инвестора на свою сторону. Однако не следует удивлять его слишком радужными прогнозами, это, напротив, может насторожить инвестора.

Расчёты эффективности должны быть максимально реалистичными. Здесь следует просчитать и уязвимость бизнеса к внешним изменениям конъюнктуры.

Гарантии и риски

Риски нужно просчитывать всегда. В России бизнес очень сильно зависит от прихоти властей, от постоянно меняющегося законодательства.

Деятельность фирмы может быть в любой момент прекращена по тем или иным причинам. К тому же бывает форс-мажор и обстоятельства непреодолимой силы. Поэтому нужно заранее предусмотреть средства обеспечения обязательств перед инвесторами.

Таким образом, создание бизнес-плана дело хлопотное и трудоёмкое. Однако, он необходим для реализации планов развития бизнеса.

.