Особенности нового порядка применения ККТ

Внесенные изменения вводят в оборот контрольно-кассовую технику нового поколения: информация о расчетах будет передаваться через операторов фискальных данных (ОФД) в ФНС.

Зачем нужны все эти изменения?

Главная причина — усиление контроля и упрощение администрирования доходов налогоплательщиков.

Передача данных о расчетах в адрес налоговых органов в онлайн-режиме в первую очередь даст возможность налоговикам создать современную автоматизированную систему контроля за применением ККТ и полнотой учета выручки, позволяющую осуществлять в автоматизированном режиме анализ полноты учета выручки (доходов) с целью выявления зон риска совершения правонарушений и последующего осуществления «точечных» результативных проверок.

Конечно, представители ФНС и разработчики нового порядка применения ККТ говорят о больших плюсах для предпринимателей, в том числе:

  • о возможности осуществления всех регистрационных действий с ККТ и иного юридически значимого документооборота по вопросам применения ККТ через личный кабинет на сайте ФНС;
  • об отсутствии обязанности заключения договора на техническое обслуживание ККТ;
  • о возможности применения ККТ в автономном режиме при определенных условиях;
  • о расширении возможностей онлайн-торговли;
  • о возможности применения в составе ККТ современных электронных устройств — мобильных телефонов и планшетов;
  • об уменьшении количества проверок со стороны налоговых органов;
  • о поэтапном переходе на новый вид ККТ.

В целом новшества должны снизить ежегодные расходы владельца ККТ на обслуживание. Кроме этого, предприниматель сможет лучше контролировать свой бизнес и работать в условиях честной конкурентной бизнес-среды за счет пресечения возможности недобросовестных налогоплательщиков незаконно минимизировать свои налоговые обязательства и нечестно получать конкурентное преимущество.

При этом никто из сторонников нового порядка не говорит о том, что новые ККТ в первую очередь потребуют серьезных материальных затрат при модернизации действующего аппарата, целесообразность которой под вопросом (скорее всего, это будет приобретение нового аппарата ККТ).

Новые затраты на приобретение ККТ ждут тех, кто должен применять ККТ в соответствии с новым порядком, если ранее данной обязанности не было. И отдельные затраты понесут те, кто применяет бланки строгой отчетности (БСО): теперь БСО должны формироваться только с применением автоматизированной системы для БСО в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги в электронном виде или на бумажном носителе.

Конечно, очевидные плюсы внесенных изменений для хозяйствующих субъектов отрицать не имеет смысла: это и бесконтактная система администрирования, и уменьшение числа проверок. Но это, скорее, «побочный эффект», который не перевешивает материальные затраты на приобретение нового типа ККТ, а также расходы на Интернет.

Кстати, об Интернете. Ни для кого не секрет, что устойчивый Интернет сегодня присутствует далеко не на всей территории страны. Многие предприниматели боятся, что это станет причиной прекращения работы в случае нестабильной работы связи. Опять же дополнительные расходы на Интернет не заставят себя ждать. Ведь раньше можно было спокойно торговать без Интернета, а теперь будет нельзя.

Таким образом, комфортные условия для бизнеса, о которых сегодня много говорится, несут все больше проблем.

Еще одним благом рассматриваемых нововведений должна стать дополнительная защита прав потребителей, а именно:

  • у покупателей будет возможность получить электронный чек у ОФД или на свою электронную почту;
  • самостоятельно быстро и удобно проверить легальность кассового чека через бесплатное мобильное приложение и в случае возникновения вопросов тут же направить жалобу в ФНС.

Вот второе из «благ» вызывает особые, противоречивые чувства.

То, что гражданин (как покупатель) сможет проверить свой чек и не будет бояться, что чек потеряется или с него исчезнет краска и он станет нечитаемым, — это, конечно, хорошо, но то, что гражданин еще как бы должен (или обязан?) сообщить о своих подозрениях (при их наличии) в налоговый орган — вот это вызывает неприязнь.

Государство хочет частично переложить контрольные функции на граждан, которым не будут давать покоя доходы предпринимателей. Конечно, это право гражданина, которым он может воспользоваться, а может и не воспользоваться. Но перекладывание контрольных функций государства на граждан вызывает большие сомнения.

Подытоживая сказанное, отметим, что с точки зрения государства ожидаются легализация розничной торговли и сферы услуг и, соответственно, увеличение налоговых поступлений. Упрощение администрирования ККТ должно оптимизировать трудозатраты за счет перехода на электронную регистрацию и способствовать сосредоточению внимания налоговых органов на зонах рисках.

Основные положения нового законодательства о ККТ

Федеральный закон N 54-ФЗ в новой редакции предусматривает следующие основные положения:

  1. передача информации в электронном виде о расчетах через ОФД в ФНС;
  2. возможность регистрации, перерегистрации, снятия с учета ККТ через личный кабинет на сайте ФНС без посещения налогового органа (электронная регистрация ККТ);
  3. приравнивание БСО к кассовому чеку. БСО можно сформировать только с помощью автоматизированной системы для бланков строгой отчетности, которая является контрольно-кассовой техникой;
  4. обязательность применения ККТ индивидуальными предпринимателями, применяющими ПСНО, и плательщиками ЕНВД;
  5. необязательность технического обслуживания;
  6. необходимость заключить договор с ОФД для работы;
  7. учет кассовых аппаратов и фискальных накопителей в отношении каждого экземпляра в форме реестров на сайте ФНС;
  8. выдача покупателю чека в бумажном или электронном виде. При осуществлении дистанционного взаимодействия с покупателем (интернет-торговля) чек выдается только в электронном виде.

К сведению. На сайте ФНС на главную страницу вынесен раздел «Новый порядок применения контрольно-кассовой техники», в рамках которого даны разъяснения по применению изменений законодательства о ККТ, представлены отдельные документы по теме и действует форум о внедрении приведенных новшеств.

Переходный период для внедрения ККТ нового поколения

Федеральный закон N 290-ФЗ является исключением из череды законодательных актов: в нем предусмотрен переходный период для индивидуальных предпринимателей и организаций, которые обязаны применять ККТ. Полностью все положения Федерального закона N 290-ФЗ вступят в силу 1 февраля 2021 г.

Сроки вступления в силу отдельных изменений приведены в таблице.

Положения Срок действия Примечание
Дата выдачи и номер положительного экспертного заключения экспертной организации о соответствии модели ККТ требованиям законодательства РФ о применении ККТ и сведения, содержащиеся в таком заключении, представляются изготовителем ККТ в налоговый орган С 1 сентября 2016 г. Данные нужны для включения ККТ в реестр ККТ, который ведет ФНС
Дата, номер выдачи экспертного заключения экспертной организации о соответствии технических средств соискателя разрешения на обработку фискальных данных требованиям законодательства РФ о применении ККТ и сведения, содержащиеся в данном заключении, а также копия экспертного заключения прилагается соискателем к заявлению на получение разрешения на обработку фискальных данных ОФД должен иметь разрешение на обработку фискальных данных, полученное в установленном порядке
Организации и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять регистрацию ККТ в ранее действовавшем порядке До 1 февраля 2017 г.
ККТ, зарегистрированная в налоговых органах до 1 февраля 2017 г., применяется, перерегистрируется и снимается с регистрационного учета в ранее действовавшем порядке До 1 июля 2017 г.
Организации и индивидуальные предприниматели, обратившиеся с заявлением о регистрации (перерегистрации) ККТ в налоговые органы, обязаны заключить договор с ОФД С 1 февраля 2017 г. С указанной даты передача фискальных данных в налоговые органы в электронной форме осуществляется через ОФД, за исключением установленного случая (удаленная местность). До указанной даты эти положения применяются в добровольном порядке
Регистрация и перерегистрация ККТ, которая не обеспечивает передачу ОФД каждого кассового чека или БСО в электронной форме, содержащих фискальный признак, не допускаются, за исключением установленного случая (удаленная местность) С 1 февраля 2017 г.
Ведение Государственного реестра контрольно-кассовой техники осуществляется по ранее установленным правилам До 1 февраля 2017 г.
Индивидуальные предприниматели, применяющие ПСНО, а также организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя подтверждающего документа в ранее действовавшем порядке До 1 июля 2018 г. Пунктом 2 ст. 346.26 НК РФ установлены виды деятельности, в отношении которых применяется спецрежим в виде ЕНВД
Организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих БСО в ранее установленном порядке До 1 июля 2018 г. БСО можно выдавать без применения автоматизированной системы
Сохраняется право организаций или индивидуальных предпринимателей не применять ККТ в соответствии с ранее действовавшим порядком До 1 июля 2018 г.
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, могут не применять ККТ в составе таких торговых автоматов До 1 июля 2018 г.
Эксперты экспертных организаций вправе проводить экспертизу соответствия ККТ и технических средств ОФД (соискателя разрешения) требованиям, предъявляемым к таким ККТ и техническим средствам, без полученного дополнительного профессионального образования в указанной области До утверждения типовых дополнительных профессиональных программ в области оценки Данные программы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору за применением ККТ
Экспертные организации проводят указанную экспертизу в соответствии с утверждаемой ими внутренней методикой До утверждения методики проведения экспертизы моделей ККТ и технических средств ОФД (соискателя разрешения), в том числе проверки возможности взаимодействия ККТ со всеми ОФД и всеми моделями фискальных накопителей, включенными в реестр фискальных накопителей, взаимодействия технических средств ОФД (соискателя разрешения) со всеми моделями ККТ, включенными в реестр ККТ, и всеми моделями фискальных накопителей, включенными в реестр фискальных накопителей Методику утверждает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору за применением ККТ
Ставка НДС указывается в кассовом чеке и БСО в качестве обязательного реквизита С 1 февраля 2017 г.
Отдельные группы организаций и индивидуальных предпринимателей применяют ККТ, в том числе с использованием устройств на мобильных телефонах, смартфонах, планшетных компьютерах До 1 января 2017 г. Порядок применения специальных устройств будет установлен Правительством РФ
На кассовом чеке и БСО указываются наименования товара (работы, услуги) и их количество. Для индивидуальных предпринимателей, применяющих ПСНО и УСНО, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих спецрежимы в виде ЕСХН, ЕНВД при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю подакцизными товарами, данная норма применяется с указанной даты С 1 февраля 2021 г. Пунктом 2 ст. 346.26 НК РФ установлены виды деятельности, в отношении которых применяется спецрежим в виде ЕНВД

Реализация новшеств о ККТ на практике

Что делать сегодня «упрощенцам», которые уже применяют ККТ или не знают, надо ли им ее применять? Конечно, в первую очередь необходимо ознакомиться с новой редакцией Федерального закона N 54-ФЗ. Примерная последовательность дальнейших шагов приведена в виде схемы.

Установить, предусмотрена ли законом обязанность применять ККТ. Если да, то определить, когда именно такая обязанность наступит

Установить, подлежат ли модернизации применяемые кассовые аппараты

Определить целесообразность модернизации или покупки новой ККТ исходя изстоимости и количества требуемых единиц ККТ

Снять с регистрации ККТ, которая подлежит модернизации, в соответствии с ранее действовавшим порядком

Обратиться в центр технического обслуживания или непосредственно к производителю для модернизации ККТ в целях приведения ее в соответствие новым требованиям или покупки новой ККТ

Заключить договор с оператором фискальных данных

Если применяется много единиц ККТ, то предварительно целесообразно определить график модернизации (покупки) ККТ и ее снятия с регистрации с целью обеспечения бесперебойной работы

Осуществить регистрацию модернизированной ККТ через личный кабинет на сайте

Начать применять ККТ

 

К сведению. На сайте Федеральной налоговой службы представлен первый выпуск Информационного бюллетеня Управления оперативного контроля ФНС России за июль 2016 г., посвященный кассовой технике.

На страницах данного электронного издания налоговики собираются на регулярной основе освещать основные вопросы, возникающие в процессе перехода «на новые рельсы», а в первом выпуске говорится об основах новой системы и первых шагах.

Новый порядок привлечения к ответственности за нарушения законодательства о ККТ

Изменениям подверглись и нормы, предусматривающие ответственность за нарушения законодательства о применении ККТ: существенные изменения внесены в КоАП РФ.

Во-первых, уже действует новая редакция ст. 4.5 КоАП РФ, согласно которой срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о применении ККТ увеличен с 2 месяцев до 1 года.

Во-вторых, дифференцированы ответственность за различные виды нарушений в указанной области, а также размеры административного штрафа.

В-третьих, несколько изменился порядок привлечения к ответственности.

Кроме этого, теперь есть возможность даже избежать наказания, но только в отношении отдельных правонарушений, предусмотренных ч. 2, 4 и 6 ст. 14.5 КоАП РФ.

Лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о неприменении им ККТ в установленных случаях или о применении им ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо зарегистрирована с нарушениями, добровольно исполнившее до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, освобождается от административной ответственности при соблюдении в совокупности следующих условий:

  • на момент обращения лица с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
  • представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Таким образом, теперь вместо ранее действовавшего ч. 2 (в прежней редакции) ст. 14.5 КоАП РФ вводятся части, повествующие о новых видах нарушений применения ККТ с соответствующими административными наказаниями, — ч. 2 — 15 ст. 14.5 КоАП РФ (см. таблицу).

Виды административных нарушений законодательства о ККТ (ч. 2 — 6 ст. 14.5 КоАП РФ) Административное наказание
Неприменение ККТ в установленных законодательством РФ случаях Наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.;
  • на юридические лица — от 3/4 до 1 размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 руб.
Повторное совершение административного правонарушения, предусматривающее неприменение ККТ, если сумма расчетов, осуществленных без применения ККТ, составила (в том числе в совокупности) 1 млн руб. и более Дисквалификация должностных лиц на срок от одного года до двух лет. В отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение ККТ с нарушением установленных законодательством РФ порядка регистрации ККТ, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения Предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от 1500 до 3000 руб.;
  • на юридические лица — в размере от 5000 до 10 000 руб.
Непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством РФ о применении ККТ Предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от 1500 до 3000 руб.;
  • на юридические лица — в размере от 5000 до 10 000 руб.
Ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении ККТ покупателю (клиенту) кассового чека или БСО в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством РФ о применении ККТ Предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере 2000 руб.;
  • на юридические лица — в размере 10 000 руб.

 

Обратите внимание! Введена административная ответственность за различные административные правонарушения для ОФД, для изготовителей ККТ и фискальных накопителей, а также для экспертных организаций, проводящих экспертизу моделей ККТ технических средств ОФД.

Уже сегодня действуют поправки, внесенные в Федеральный закон N 54-ФЗ: законодательство о применении ККТ претерпело серьезные изменения. Вводится новый механизм передачи информации с ККТ в режиме реального времени через ОФД в налоговый орган. При этом клиенту будет выдаваться кассовый чек или БСО в электронном либо бумажном виде.

Предусмотрен переходный период для рассмотренных новшеств, например:

  • до 1 февраля 2017 г. порядок регистрации ККТ не меняется;
  • с 1 февраля 2017 г. можно будет зарегистрировать только ККТ, отвечающую новым требованиям;
  • до 1 июля 2018 г. индивидуальные предприниматели, применяющие ПСНО, а также организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя подтверждающего документа в ранее действовавшем порядке.

Всем налогоплательщикам — тем, кто обязан был применять ККТ по ранее действовавшим правилам, в том числе тем, кто должен выдавать БСО, а также тем, кто был освобожден от этой обязанности (налогоплательщикам, применяющим спецрежим в виде ЕНВД и ПСНО), — необходимо изучить представленные новшества и запомнить сроки вступления в силу отдельных изменений.

.