Редакция «ТВ ТЭК» провела расследование «Горючий рынок. Почему в стране растет число криминальных врезок в трубопроводы с нефтью и дизелем» . В материале журналисты рассказывают о масштабах воровства нефти и нефтепродуктов из магистральных трубопроводов, практически превратившегося в промышленную отрасль.
За январь-июль в Московской области совершено 16 незаконных врезок в магистральные трубопроводы, в Ленинградской области − 10, в Челябинской − 7 врезок. Август оказался особо «урожайным» на события, связанные с воровством топлива.
В начале августа 2018 года оперативники задержали группировку, воровавшую нефть в Тюменской области. Злоумышленники незаконно выкачали из трубопровода порядка 300 тонн нефти. Как сообщили правоохранители, для перевозки добытого преступники задействовали теплоход и нефтеналивную баржу.
Спустя несколько дней сотрудники управления ФСБ по Брянской области выявили одну из крупнейших краж нефтепродуктов в новейшей российской истории. Через врезку в трубопровод «Дружба» преступники выкачали 900 тонн дизельного топлива почти на 50 млн рублей. Затем была еще череда врезок, под Сургутом, Омском, в Ставропольском и Краснодарском краях.
Сейчас в Краснодарском крае разворачивается очередная криминальная история. Там вскрыли целую систему подземных криминальных трубопроводов длиной около 6 км. Трубы проходили по окраине поселка Гирей. Криминальный отвод включал в себя четыре промежуточные станции с накопителями и иным оборудованием. По подсчетам следователей у «Черномортранснефти» группой было похищено более 7 тыс. тонн нефти. Причинен материальных ущерб на сумму свыше 114 млн рублей. Доход преступников от продажи переработанной на «самоварах» нефти мог перевалить за 1 млрд рублей. На такие деньги можно купить многое, в том числе внутри правоохранительной системы.
За 10 лет число случаев посягательства на трубопроводы, по которым внутри страны и на экспорт перекачиваются нефтепродукты, выросло почти на треть −со 171 случая в 20017 году до 227 в 2017-м. А интерес злоумышленников к трубопроводам с сырой нефтью, напротив, резко снизился – с 540 врезок до 62. Специалисты объясняют это тем, что дизель можно сразу отправлять на продажу, в то время как сырая нефть требует переработки и серьезного оборудования.
При этом бизнес по воровству топлива оказался в числе самых безнаказанных.При почти 100-процентной раскрываемости преступлений законное наказание выносится только примерно в 3% решений. Вот как это происходит.
В августе 2018 судья Тосненского городского суда (Ленинградская область) отпустил на свободу из зала банду «спортсменов». Это семеро россиян и один гражданин Латвии, много лет широко известные дальнобойщикам и нелегальным заправщикам, как поставщики дешевого краденого топлива. Задержали группу в 2014 году. Следствие предъявило суду доказательства объемом 1000 страниц, где деятельность группировки была описана с множеством деталей, свидетелей и массовых признаний. Однако судья Дмитрий Петров был благосклонен и решил, что двое преступников уже свое получили. Время, проведенное в СИЗО, он засчитал им за полтора года колонии, а остальных и вовсе отпустил из зала суда безнаказанно. Любопытно, но другие решения судьи довольно строги и объективны.
Коллеги Д. Петрова также отличаются мягкостью при решении дел о хищениях из трубопроводов. Наказания назначаются либо условные, либо по зачету «год в СИЗО за полтора года колонии». Вот решение арбитра Романа Зорина по ст. 158 ч. 4 («кража в особо крупном размере в составе группы лиц») − 3 года 2 месяца условно и «зачет СИЗО». Решения судьи Натальи Бойковой, которая в 2016 году вела два дела по этой же статье: 3 года и6 месяцев условно по одному дела и 3 года условно по другому.
Правительство 17 сентября в очередной раз отложило внесение в Госдуму законопроекта о магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов. Президент Владимир Путин поручил разработать законопроект еще в 2016 году, а воз и ныне там.